Персональная страница публициста Олега Кипкало. Философия. Античная философия. Элейская школа. Ксенофан Колофонский.


Античная философия.

Элейская школа.

Ксенофан Колофонский. Ksenofan.

Ксенофан Колофонский.
                                                                                         

Тексты.


Ксенофан Колофонский (6-5 вв. до н.э.). Древняя Греция. Элея, Юж.Италия. Основатель элейской школы. Философ, поэт-элегик и сатирик. Критика антропоморфизма и всей мифологии.
Боги - создание человека, он созает их по своему подобию.
Подлинный бог шарообразен, он представляет собой не тело, а мысль.
Источник: справочник.


КСЕНОФАН Колофонский (ок. 570 - после 478 до н. э.), древнегреческий поэт и философ, учил о единстве, вечности и неизменяемости сущего. Выступил с критикой антропоморфизма и множества богов греческой народной религии.
Источник: справочник.


"Между Пифагором и Гераклитом находится другой, менее значительный философ, а именно Ксенофан. Даты жизни Ксенофана неопределенны; они могут быть определены главным образом исходя из того обстоятельства, что он ссылается на Пифагора, а Гераклит ссылается на него. Ксенофан по рождению иониец, но большую часть своей жизни прожил в Южной Италии. Он полагал, что все вещи произошли из земли и воды. Что касается богов, то Ксенофан был очень настойчив в своем свободомыслии.
Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только
У людей позором считается или пороком:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно],
<...>
Но люди мнят, что боги были рождены,
Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же].
<...>
Если бы руки имели быки и львы или кони,
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих -
Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Эфиопы... черными и с приплюснутыми носами,
Фракийцы - рыжими и голубоглазыми.
Ксенофан верил в единого Бога, который не похож на человека ни по своему образу мышления, ни по своему внешнему виду и который "...без труда, помышленьем ума он все потрясает" Ксеюфан высмеял пифагоровскую доктрину переселения душ:
Шел, говорят, он однажды, и видит - щенка избивают, Жалостью охваченный, он слово такое изрек. "Стой! Перестань его бить! В бедняге Душу я опознал, визгу внимая ее".
Ксенофан полагал, что в вопросах теологии невозможно установить истину.
Истины точной никто не узрел и никто не узнает
Из людей о богах и о всем, что я только толкую:
Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось,
Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает.
Ксенофан занимает свое место в ряду рационалистов, протестовавших против мистических тенденций у Пифагора и других философов, но как самостоятельный мыслитель он не стоит в первых рядах."
Б.Рассел. "История западной философии".







На главную.
Hosted by uCoz