Персональная страница публициста Олега Кипкало. Философия. Новое время. Марксизм. Карл Маркс.


Новое время.

Марксизм.

Карл Маркс. K.Marks.

Карл Маркс.
                                                                                         

МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической "Рейнской газеты". В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации "Союз коммунистов" и вместе с Энгельсом написал ее программу "Манифест Коммунистической партии" (1848). В июне 1848 - мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне "Новую Рейнскую газету" (Маркс - главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса - "Капитал" (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Основные труды: "Экономическо-философские рукописи" (1844); "К критике гегелевской философии права" (1844); "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; "Нищета философии" (1847); "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." (1850); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Гражданская война во Франции" (1871); "Критика Готской программы" (1875).
Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том "Капитала" - основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами "Капитала" Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 "Критике Готской программы" Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.
Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.
Источник: справочник.

МАРКС (Marx) Карл Генрих (5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон), немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом) марксизма.
Жизнь ученого и революционера
Родился в семье адвоката. Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс, и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1824 семья приняла лютеранское вероисповедание. Отец Маркса был широко образованным человеком, на его мировоззрение большое влияние оказали идеи Просвещения и философия Канта. Особую роль в формировании юного Карла Маркса сыграл Людвиг фон Вестфален, который привил ему любовь к античности, Шекспиру и романтизму, познакомил с сен-симонизмом. В 1835 после окончания Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, потом Берлинского университета, где изучал преимущественно философию и историю. Пережив увлечение философией Канта и философией Фихте, Маркс стал горячим приверженцем системы Гегеля.
В апреле 1842 Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (посвящена Людвигу фон Вестфалену). В 1842-43 Маркс работал в "Рейнской газете", в своих статьях критиковал порядки прусского государства. В 1843 Маркс женился на дочери Людвига фон Вестфалена Женни. Помимо гегелевской философии, молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие философии Фейербаха, экономических теорий Адама Смита и Давида Рикардо и распространенных в то время социалистических учений Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Кабе, Дезами, Вейтлинга и др.
В 1844 началась дружба Маркса и Энгельса, которая продолжалась в течение почти 40 лет. В этом дуэте Маркс, бесспорно, играл роль первой скрипки; именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось бы осуществить свои научные исследования. В 1847 в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в "Союз справедливых" (был преобразован в "Союз коммунистов "), во время революции в Германии 1848-1849 редактировали "Новую рейнскую газету". После поражения революции оба оказались в эмиграции в Англии.
В 1850-х гг. Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).
В 1864 в Лондоне Маркс и Энгельс учредили первый Интернационал (международное товарищество рабочих), секции которого были образованы в большинстве стран Европы и в США (распущен в 1876).
Маркс умер 14 марта 1883 и был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
Политическая экономия
Экономической теории капитализма Маркс посвятил большую часть своей жизни; она является наиболее разработанной и законченной частью марксизма.
Первый том "Капитала" вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав "Капитала" в качестве четвертого тома включают также рукописи "Теории прибавочной стоимости" (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к "Капиталу" можно рассматривать "Экономическо-философские рукописи 1844", "Экономические рукописи 1857-58 гг.", "Критику политической экономии" (1859) и "Экономические рукописи 1861-1863 гг.".
"Капитал" Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику (сам Маркс даже признавался, что "кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения"). Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый - субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).
Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй - обращения капитала, третий - формам единства производства и обращения.
Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода - рабочая сила, который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость. Производство прибавочной стоимости составляет, по Марксу, тайну капиталистического производства. (Сам факт прибавочной стоимости был известен задолго до Маркса; особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества).
Прибавочная стоимость подразделяется на две формы - абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая - при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.
Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам, с другой, - к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы и степени обездоленности трудящихся. Согласно мысли Маркса, капиталистическая экономика, развиваясь по своим имманентным законам, подрывает себя и подготовляет отмену частной собственности и установление общественной.
Материалистическая диалектика (диалектический материализм)
Маркс специально не занимался традиционными философскими проблемами, однако его философия нашла выражение в таких работах, как "Святое семейство" (1845), "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Экономические рукописи 1857-1858", "Капитал" и другие.
Вопросам философии больше внимания уделял Энгельс ("Анти-Дюринг", 1876-78, рукопись "Диалектика природы", 1873-86, "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1886 и др.); можно полагать, что в основном позиции Маркса и Энгельса совпадали.
Согласно Энгельсу, "единство мира состоит в его материальности", движение - способ существования материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (cущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе "Немецкая идеология" (1845-1846). Социальная философия Маркса получила выражение в предисловии к "Критике политической экономии" (1859), в "Манифесте Коммунистической партии (1848)", "Нищете философии", "Капитале", а также в работах Энгельса "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) и других произведениях.
Согласно социальной философии марксизма, "не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание". Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Источник общественного прогресса - диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения - классовой борьбы - наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой. Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории ("предыстории"): разделение труда, оплата по труду, государство (диктатура пролетариата) и т.д. и высшую, или коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм ("подлинная история"), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.
Социально-политическая доктрина ("научный коммунизм")
Теория "научного коммунизма" изложена в совместной с Энгельсом работе "Манифест Коммунистической партии", а также в таких произведениях, как "Классовая борьба во Франции" (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, "Гражданская война во Франции" (1872), "Критика Готской программы" (1875) и др.
Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.
Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.
Судьба идейного наследия Маркса
Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.
Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.
Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.
Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).
А. Б. Рахманов

      Карл Маркс обычно рассматривается как человек, придавший социализму 
      научный характер, и сделавший больше кого бы то ни было для создания 
      мощного движения, которое, привлекая и отталкивая, доминировало в новейшей 
      истории Европы. В рамки данной работы не укладывается рассмотрение его 
      экономических или политических взглядов, за исключением самых общих 
      аспектов. Я предполагаю рассматривать только лишь философскую сторону его 
      деятельности, а также то, как она повлияла на других философов. В этом 
      отношении его трудно классифицировать. В одном аспекте он является, 
      подобно Годскину, выходцем из философских радикалов, продолжая их 
      рационализм и неприятие романтиков. В другом аспекте он может 
      рассматриваться как философ, который возродил материализм, дав ему новую 
      интерпретацию и по новому увязав его с человеческой историей. В еще одном 
      аспекте он является последним из великих системосозидателсй, наследником 
      Гегеля, верившим, как и тот, в рациональную формулу, подводящую итог 
      эволюции человечества. Упор на любом из этих аспектов в ущерб другим дает 
      ложную и искаженную точку зрения на его философию.
      События его жизни частично объясняют сложный характер его философии. Он 
      родился в Трире, как и Святой Амвросий, в 1818 году. Трир подвергся 
      сильному французскому влиянию во время революционных лет и наполеоновской 
      эры и был более космополитичен по сравнению с большей частью других 
      областей Германии. Его предки были раввинами, однако родители перешли в 
      христианство, когда он был ребенком. Женился он на аристократке 
      нееврейского происхождения, с которой прожил всю свою жизнь. В 
      университете он находился под влиянием тогда еще распространенного 
      гегельянства, а затем подпал под влияние материалистического бунта 
      Фейербаха против Гегеля. Он занимался журналистикой, но его Рейнская 
      газета была закрыта властями за радикализм. После этого он в 1843 году 
      уехал во Францию изучать социализм. Здесь он встретил Энгельса, который 
      был управляющим фабрики в Манчестере. Через него он познакомился с 
      положением рабочих в Англии и с английской экономической школой. Еще до 
      1848 года он приобрел, таким образом, необычно интернациональный багаж 
      знаний. В отношении Западной Европы он не высказывал никаких национальных 
      предпочтений. Этого нельзя сказать о Восточной Европе, потому что он 
      всегда презирал славян.
      Он принял участие в обеих французской и немецкой революциях 1848 года, 
      однако реакция вынудила его искать убежища в Англии. Всю остальную жизнь 
      он провел, с краткими перерывами, в Лондоне, преследуемый нищетой, 
      болезнями и смертями детей, но тем не менее неустанно сочиняя и накапливая 
      знания. Стимулом к работе у него всегда была надежда на социальную 
      революцию, если не при его жизни, то не в таком уж отдаленном будущем.
      Маркс, подобно Бентаму и Джеймсу Миллю, ничего не хотел иметь общего с 
      романтизмом и всегда стремился проводить научную точку зрения. Его 
      экономические воззрения были результатом классической английской 
      экономики, в которой изменена лишь движущая сила. Классические экономисты, 
      сознательно или бессознательно, заботились о процветании капиталиста - в 
      противоположность землевладельцу и наемному работнику. Маркс, напротив, 
      был на стороне интересов наемного работника. В юности, как это видно из 
      Коммунистического манифеста 1848 года, у него было много пыла и страсти, 
      нужных для нового революционного движения, которые сменились либерализмом 
      во времена Мильтона. Но он всегда стремился апеллировать к фактам и 
      никогда не полагался на какую-либо вненаучную интуицию.
      Он называл себя материалистом, но не в духе XVIII века. Свой материализм 
      он, под влиянием Гегеля, назвал диалектическим; этот материализм 
      существенно отличается от традиционного и гораздо ближе тому, что сейчас 
      называют инструментализмом. Старый материализм, говорил он, ошибочно 
      полагал ощущение пассивным и таким образом приписывал активность главным 
      образом объекту. С точки зрения Маркса, ощущения или восприятия есть 
      взаимодействие субъекта и объекта; чистый объект, вне активности 
      воспринимающего, является сырым материалом, который преобразуется в 
      процессе познавания. Знание в старом смысле пассивного созерцания есть 
      нереальная абстракция. На самом деле при этом происходит процесс 
      взаимодействия с вещами. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление 
      предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос, - 
      писал он. - В практике должен доказать человек истинность, то есть 
      действительность и мощь посюстороннего своего мышления. Спор о 
      действительности или недействительности мышления, изолирующего от 
      практики, есть чисто схоластический вопрос... Философы лишь различным 
      образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (7).
      Я полагаю, мы можем интерпретировать Маркса в том смысле, что процесс, 
      называемый философами преследованием знания, не является, как думали 
      раньше, процессом, в котором объект остается постоянным, а приспособление 
      осуществляется познающим. Наоборот, субъект и объект, познающий и 
      познаваемая вещь находятся в непрерывном процессе взаимного 
      приспособления. Он называет этот процесс диалектическим, потому что этот 
      процесс никогда не завершается полностью.
      Существенным для этой теории является отрицание реальности ощущения, как 
      его понимали британские эмпиристы. То, что происходит, по их мнению, при 
      ощущении, было бы лучше назвать актом замечания вещей, что влечет 
      активность. На самом деле, так утверждал бы Маркс, мы замечаем вещи лишь в 
      процессе действия по отношению к ним, и любая теория, оставляющая в 
      стороне действие, является неверной абстракцией.
      Насколько я знаю, Маркс был первым из философов, критиковавшим понятие 
      истины с такой активистской точки зрения. Но он не заходил далеко в своем 
      критицизме, и поэтому я не буду останавливаться на этом вопросе здесь, 
      оставляя его до следующей главы.
      Философия истории Маркса есть смесь гегельянства и английских 
      экономических концепций. Подобно Гегелю, он полагает, что мир развивается 
      согласно диалектической формуле, но совершенно расходится с Гегелем 
      относительно движущей силы этого развития. Гегель верил в мистическую 
      сущность, называемую Духом, которая направляет человеческую историю по 
      пути развития, стадиями которого являются категории из Логики Гегеля. 
      Почему Дух должен проходить через все эти стадии, не ясно. Есть искушение 
      предположить, что Дух старается понять Гегеля и на каждой стадии торопливо 
      воспроизводит в действительности то, что прочитал. Не считая неизбежности 
      развития, диалектика Маркса не имеет ни одного из таких качеств. По 
      Марксу, движущей силой является не дух, а материя. Но материя в весьма 
      своеобразном смысле этого слова, совсем не похожая на полностью лишенную 
      человеческого участия материю атомистов. Это означает, что, для Маркса, 
      движущей силой на самом деле является отношение человека к материи, 
      наиболее важная часть которого - способ производства. Таким образом, 
      материализм Маркса на практике становится экономическим учением.
      Политика, религия, философия и искусство любой эпохи человеческой истории 
      являются, согласно Марксу, продуктами способа производства, присущего 
      времени, и в меньшей степени, распределения. Я думаю что он должен был бы 
      применять этот тезис только к самым общим очертаниям культуры, но не к ее 
      тонкостям. Сама доктрина называется материалистическим пониманием истории. 
      Это очень важный тезис; в частности, для историка философии. Сам я не 
      принимаю этого тезиса в том виде, как он изложен Марксом, но полагаю, что 
      он содержит очень важные элементы истины. Я вполне осознаю его влияние на 
      мои собственные взгляды на развитие философии, которые изложены в данной 
      работе. Начнем с рассмотрения истории философии с точки зрения доктрины 
      Маркса.
      Субъективно, каждый философ кажется себе занятым преследованием нечто 
      такого, что может быть названо истиной, философы могут расходиться в 
      определениях истины, однако в любом случае это нечто объективное, нечто 
      такое, что каждый в некотором смысле должен принять. Ни один человек не 
      должен браться за философию, если он полагает, что вся философия есть 
      просто выражение иррациональных предпочтении. Но каждый философ согласится 
      с тем, что многие философы склонны к определенным предпочтениям и имеют 
      нерациональные резоны, обычно ими не осознаваемые для многих своих 
      воззрений. Маркс, подобно остальным, верит в истинность своих доктрин; он 
      не считает их лишь выражением чувств, свойственных мятежному немецкому 
      еврею из буржуазной среды XIX века. Что можно сказать об этом конфликте 
      между субъективными и объективными взглядами на философию?
      В самом широком смысле мы можем сказать, что греческая философия вплоть до 
      Аристотеля выражала умонастроение, свойственное городу-государству, что 
      стоицизм более подходящ космополитическому деспотизму, что схоластическая 
      философия есть интеллектуальное выражение Церкви как организации, что 
      философия со времен Декарта или, во всяком случае, со времен Локка, 
      стремится воплощать предрассудки торгового класса и что марксизм и фашизм 
      представляют собой философии, выражающие дух современного индустриального 
      государства. Это, я полагаю, и важно, и истинно. Однако я считаю, что 
      Маркс не прав в двух аспектах. Во-первых, социальные условия, которые 
      требуют учета, являются настолько же политическими, насколько 
      экономическими. Они имеют дело с властью, и богатство лишь одна из сторон 
      ее. Во-вторых, поиск социальных причин по большей части сходит на нет, как 
      только проблема становится более детальной и технической. Первое из этих 
      возражений разработано мною в книге Власть, и поэтому я не буду на нем 
      останавливаться здесь. Второе более тесно связано с историей философии, и 
      я приведу несколько примеров из этой области.
      Возьмем для начала проблему универсалий. Эту проблему обсуждали сначала 
      Платон, затем Аристотель, схоласты, британские эмпиристы и современные 
      логики. Было бы абсурдно отрицать, что предубеждения оказывали влияние на 
      точки зрения философов по этому поводу. На Платона тут повлиял Парменид и 
      орфизм; он искал вечного мира и не хотел верить в окончательную реальность 
      временного потока. Аристотель был настроен более эмпиристски и не питал 
      неприязни к повседневному миру. Современные бескомпромиссные эмпиристы 
      имеют противоположное платоновскому предубеждение: они полагают мысль о 
      сверхчувственном мире неприятной и готовы пойти на многое, чтобы избежать 
      веры в него. Но эти предубеждения в своих противостояниях неувядаемы и 
      имеют весьма отдаленное отношение к социальным системам. Говорят, что 
      любовь к вечному характерна для праздного класса, живущего чужим трудом. 
      Сомневаюсь, чтобы это было истинным. Эпиктет и Спиноза не были людьми 
      праздными. Напротив, можно было бы сказать, что представлено г небесах как 
      о месте, где нечего делать, принадлежит усталым труженикам, не желающим 
      ничего, кроме отдыха. Такого рода apгyментацию можно выдвигать постоянно, 
      и она никуда не ведет.
      С Другой стороны, когда мы обращаемся к деталям спора об универсалиях, мы 
      обнаруживаем, что каждая сторона может изобрести аргументы, значимость 
      которых признает и другая сторона. Некоторые детали критики Аристотелем 
      аргументов Платона были приняты почти всеми. Совсем недавно была 
      разработана новая техника, и хотя окончательного решения проблема не 
      получила, было решено много побочных проблем. Не так уж неразумно 
      надеяться, что рано или поздно логики достигнут на сей счет определенного 
      мнения.
      В качестве второго примера возьмем онтологический аргумент. Он, как мы 
      видели, был изобретен Ансельмом, отвергнут Фомой Аквинским, принят 
      Декартом, опровергнут Кантом и восстановлен Гегелем. Я полагаю, что со 
      всей определенностью можно считать, что современная логика путем анализа 
      концепции существование доказала ошибочность аргумента. И это дело не 
      темперамента или же социльной системы; это чисто технический аргумент. 
      Опровержение аргумента не дает никаких, конечно, оснований для 
      предположения о том что его заключение, а именно, существование Бога, 
      должно быть не истинно. Если бы это было так, то мы не могли бы 
      предположить, что Фома Аквинский смог бы опровергнуть аргумент.
      Или возьмем вопрос о материализме. Это слово имеет много значений и мы 
      видели, что Маркс радикально изменил его смысл. Жаркие дебаты по поводу 
      истинности и ложности учения объяснялись но большей части отсутствием 
      определения. При определении термина материализм одним образом 
      обнаруживается ложность материализма; при других определениях он кажется 
      истинным, хотя для этого н нет достаточных оснований. Наконец, согласно 
      еще одной группе определений, есть некоторые резоны в его пользу, хотя эти 
      резоны и не заключительны. Все это опять-таки зависит от технических 
      заключений и не имеет ничего общего с социальной системой.
      Суть вопроса на самом деле весьма проста. То, что принято называть 
      философией, состоит из двух совершенно различных элементов. С одной 
      стороны, есть вопросы научного или логического толка и их трактовка 
      подвержена методам, относительно которых имеется общее согласие. С другой 
      стороны, есть такие вопросы, которые представляют страстный интерес для 
      большого числа людей, и нет солидных оснований для того или иного их 
      решения. Среди таких вопросов есть практические вопросы, от решения 
      которых стоять в стороне невозможно. Когда идет война, я должен защищать 
      мою собственную страну или же войти в болезненный конфликт с друзьями и 
      властями. Во многих случаях не было среднего пути между поддержкой и 
      отрицанием официальной религии. По тем или иным причинам мы не находим 
      возможным сохранять скептическую отстраненность по отношению ко многим 
      проблемам, о которых молчит чистый разум. Философия, в самом обычном 
      смысле этого слова, есть органическое целое, состоящее из таких, не 
      поддающихся рациональному рассмотрению решений. Именно в отношении 
      философии в этом смысле слова положения Маркса по большому счету верны. Но 
      даже в этом смысле философию определяют другие социальные причины в той же 
      мере, в какой и экономические. Война, в частности, исторически 
      обусловлена, и победа в ней не всегда на стороне того участника, который 
      имеет большие экономические ресурсы.
      Маркс подогнал свою философию истории к образцу гегелевской диалектики, но 
      на самом деле для него важна только одна из триад: феодализм, 
      представленный помещиком; капитализм, представленный промышленником; и 
      социализм, представленный наемным работником. Гегель рассматривал нации 
      как носителей диалектического движения, Маркс же поставил на их место 
      классы. Он всегда отметал всякие этические или гуманистические причины для 
      предпочтения социализма или же для того, чтобы стать на сторону наемного 
      работника. Он говорил, что дело не в том, что эта сторона этически. лучше, 
      а в том, что она является частью диалектического детерминистского 
      движения. Он мог бы сказать, что не защищает социализм, а предрекает его 
      наступление. Это, однако, не полностью верно. Он, несомненно, верил, что 
      каждое диалектическое движение должно быть в некотором безличном смысле 
      прогрессивным, он определенно полагал, что социализм, будучи 
      установленным, сделает для благополучия человечества больше, чем это 
      сделали капитализм и феодализм. Это убеждение, хотя они и господствовали в 
      его жизни, оставалось в его сочинениях на заднем плане. Временами, однако, 
      он отбрасывал свои спокойные предсказания в пользу горячего призыва к 
      восстанию, и этот эмоциональный настрои его наглядно проступает за всеми 
      научными прогнозами.
      Как чистый философ Маркс обладает рядом серьезных недостатков. Он 
      чрезмерно практичен и слишком прикован к проблемам своего времени. Взгляд 
      его ограничен этой планетой, и на ней - Человеком. Со времени Коперника 
      стало ясно, что Человек не обладает той космической, важностью, которую он 
      прежде приписывал себе. Ни один человек, который не смог усвоить этот 
      факт, не имеет права называть свою философию научной.
      При этой привязанности к делам земным у Маркса есть готовность уверовать в 
      прогресс как в универсальный закон. Эта готовность характерна для XIX века 
      и она свойственна Марксу в той же мере, в какой и его современникам. 
      Именно вера в неизбежность прогресса позволяла Марксу думать, что можно 
      избавиться от этических рассмотрении. Если социализм наступит, то это 
      будет улучшением. Он должен был бы с готовностью допустить, что это будет 
      улучшение не для помещиков и капиталистов, но это лишь показало бы, что 
      они не в гармонии с диалектическим движением времени. Маркс провозглашал 
      себя атеистом, но придерживался космического оптимизма, который может быть 
      оправдан только теистически.
      Вообще все элементы философии Маркса, которые он заимствовал у Гегеля, 
      ненаучны в том смысле, что нет причин полагать их истинными.
      Вероятно, что философские одежды, в которые Маркс облачил свои социализм, 
      имеют мало общего с основаниями его взглядов. Легко восстановить большую 
      часть важного из сказанного им без всякой ссылки на диалектику. Он 
      находился под сильным впечатлением от отталкивающей жестокости 
      индустриальной системы в том виде, в каком она существовала в Англии сотню 
      лет назад, с которой он познакомился через Энгельса и отчеты королевских 
      комиссий. Он видел, что этот строй эволюционирует от свободной конкуренции 
      к монополизму, и что несправедливости породят движение протеста 
      пролетариата. Он утверждал, что в развитом индустриальном обществе 
      единственной альтернативой частной собственности капиталистов является 
      собственность на землю и капитал Государства. Ни одно из этих положений к 
      философии не относится, и следовательно, я не оцениваю истинность или 
      ложность их. Суть дела состоит в том, что ели они истинны, их вполне 
      достаточно для установления всего того, чтo практически важно для его 
      системы. Гегельянские обрамления южно, следовательно, для пользы дела 
      отбросить.
      История репутации Маркса весьма любопытна. На его родине его доктрины 
      инспирировали программу социал-демократической партии, которая постоянно 
      росла до тех пор, пока на всеобщих выборах 1912 года не набрала одной 
      трети всех голосов. Сразу после окончания Первой Мировой Войны 
      Социал-демократическая партия оказалась у власти, и Эберт, первый 
      президент Веймарской республики, был ее членом. Но к тому времени партия 
      порвала с марксистской ортодоксией. Между тем в России фанатичные 
      сторонники Маркса пришли к власти. На Западе ни одно крупное рабочее 
      движение не было полностью марксистским; Британская Лейбористская партия 
      время от времени двигалась в этом направлении, но при этом она все-таки 
      придерживалась эмпирического типа социализма. Однако огромное число 
      интеллектуалов подпало под влияние Маркса, как в Англии, так и в Америке. 
      В Германии всякая пропаганда его взглядов была подавлена силой, но можно 
      ожидать их возрождения после свержения нацизма (8).
      Современная Европа и Америка политически и идеологически разбилась на три 
      лагеря. Это либералы, которые все еще, насколько это возможно, следуют 
      Локку и Бентаму, но в той или иной степени приспосабливаясь к нуждам 
      промышленной организации. Это марксисты, которые контролируют 
      правительство в России, и вероятно, будут усиливать свое влияние в других 
      странах. Эти два мировоззрения философски не так уж далеки друг от друга, 
      будучи оба рационалистическими и стремясь быть научными и эмпирическими. 
      Но с точки зрения практической политики различие между ними очень велико. 
      Оно проявляется в уже цитированном в предыдущей главе письме Джеймса 
      Милля: их понятия о собственности безобразны....
      Следует, однако, признать, что в некоторых своих аспектах рационализм 
      Маркса ограничен. Хотя он утверждает, что его интерпретация тенденций 
      развития верна и будет подтверждена событиями, он считает, что его 
      аргумент сможет, за небольшими исключениями, апеллировать лишь к тем, чьи 
      классовые интересы согласуются с аргументом. Он возлагает мало надежд на 
      убеждение и полагается на классовую борьбу. Таким образом, на практике он 
      привержен политике захвата власти, а также доктрине господствующего 
      класса, хотя и не господствующей расы. Верно, что можно ожидать в 
      результате социальной революции исчезновения разделения на классы и 
      наступления полной политической и социальной гармонии. Но это отдаленный 
      идеал, подобный Второму Пришествию, а пока что существуют война и 
      диктатура и навязывание идеологической ортодоксии.
      Третья группа современных воззрений, представленных нацистами и фашистами, 
      отличается философски от первых двух намного больше, чем они отличаются 
      друг от друга. Она антирационалистична и антинаучна. Ее философскими 
      предшественниками были Руссо, Фихте и Ницше. Она делает упор на волю, 
      особенно на волю к власти; эта вайя, по мысли ее приверженцев, коренится в 
      отдельных расах и индивидах, которые тем самым имеют право управлять 
      другими.
      До Руссо мир обладал определенным единством. Оно исчезло на время, но 
      вероятно, ненадолго. Оно может возродиться через утверждение рационализма 
      в умах людей, но никак не иначе, поскольку притязания на господство могут 
      привести только к вражде.
      (7) Тезисы о Фейербахе.
      (8) Я пишу эти строки в 1943 году.
Бертран Рассел. "История западной философии".




На главную.
Hosted by uCoz