Персональная страница публициста Олега Кипкало. Философия. Новое время. Структурализм. Мишель Фуко.


Новое время.

Структурализм.

Мишель Фуко. M.Foucault.

Мишель Фуко.
                                                                                         
Мишель Фуко. "Ницше, Фрейд, Маркс".
Мишель Фуко. "История сексуальности".

ФУКО (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье - 25 июня 1984, Париж), французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма, создатель концепции "археологии знания".
Один из наиболее влиятельных мыслителей послевоенной Европы. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, преподавал психологию и философию в ряде средних и высших учебных заведений, в том числе в Коллеж де Франс.
Первые работы Фуко - "Душевная болезнь и личность", "Введение" к книге Л. Бинсвангера "Сон и существование" - созданы в контексте своеобразного отталкивания от академической психологии и медицинской психиатрии. Фуко поддерживает распространенные в те годы тенденции феноменологической и экзистенциальной психологии, повлиявшей впоследствии на становление антипсихиатрии. Однако собственный проект Фуко, предполагавший создание экзистенциальной антропологии или "антропологии выражения", не получает развития: в 1961 году выходит "История безумия в классическую эпоху", в которой Фуко объявляет иллюзией антропологический способ постановки философских вопросов. Речь отныне будет идти о генеалогическом исследовании, способном реконструировать исторически сформировавшиеся дискурсивные и властные практики, в поле которых возникают такие научные объекты, как "безумие" или "душевное заболевание". Само понятие "генеалогии" заимствуется Фуко у Ницше, на протяжении 1960 гг. оно используется как синоним "археологии" - философского и исторического исследования, направленного на изучение условий возможности возникновения тех или иных феноменов культуры. Фуко обращается к археологии некоторых регионов современного знания - в 1966 году выходит знаменитая работа "Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук", в которой исследуется образование современной "эпистемы", предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало "стирание человека", то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление "археологическая практика" получает в методологической монографии "Археологии знания". Важнейшими понятиями Фуко становятся "дискурс" и "высказывание". Дискурс не относится к сфере "означающего" или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы. В дальнейшем Фуко, вовлеченный во многие политические события 1960-х гг., занимается генеалогией таких институтов современного общества, как клиника ("Рождение клиники") и тюрьма ("Надзирать и наказывать"), определив современное общество в качестве общества "дисциплинарного типа", покоящегося на практиках интернирования, заключения, разграничения и т.п. По мнению, Фуко современное общество, каким оно предстает уже в 19 веке, образовано гомологичными формами надзора, наказания и принуждения, причем такие формы могут реализовываться как в сфере образования ("нормальные школы"), так и в пенитенциарной системе ("паноптикум" Бентама) или в экономике. Изучение становления пенитенциарной системы у Фуко было тесно связано с участием в "Группе информации о тюрьмах", которая, просуществовав с 1971 по 1972 год, способствовала снятию ограничений на распространение информации о жизни заключенных и о их требованиях.
Определенный поворот в исследованиях Фуко намечается с выходом первого тома "Истории сексуальности", которая так и не была завершена в первоначально предложенном виде. В своей работе Фуко отвергает расхожие представления о буржуазном обществе как обществе подавления сексуальности, показывая, что, напротив, многочисленные властные и дискурсивные практики формируют субъекта в качестве того, кто только и делает, что говорит о своей сексуальности. Принуждение к такому высказыванию является конститутивным для всей современной культуры, в этом отношении психоанализ является лишь одной из ее составляющих. Отвергая "репрессивную теорию" власти, Фуко одновременно отрицает традиционное представление о власти как некоем институциональном центре, воплощенном, прежде всего, в государстве. Власть - это не что-то реально существующее где-то и в какое-то время, это всегда локальный набор отношений сил и противодействий, стратегий и тактик. В таком пространстве власть оказывается не чем-то, что запрещает и вытесняет, а, напротив, чем-то формирующим и определяющим. Фуко отвергает ранее присущий ему взгляд о возможности обнаружения за предметами познания и сформированными властью субъектами некоего изначального опыта, "самого безумия" или же опыта "трансгрессии". Вместе с тем, занимаясь аналитикой власти, Фуко приходит к выводу о недостаточности своего анализа и о необходимости его дополнения "практиками себя" или исторической теорией субъективации. Уже греки предполагали, что для управления другими необходимо научиться управлять собой, то есть отношение к себе, возникая в поле власти, получает определенную автономию, которая задает многообразие исторических практик познания себя и управления собой. В 1980 гг. Фуко читает лекции, посвященные "герменевтике субъекта", то есть проблеме определения различных способов отношения субъекта к самому себе, в каковом отношении он только и может быть задан. Этой же теме посвящен последний созданный Фуко том "Истории сексуальности" - "Забота о себе".
Д. Ю. Кралечкин




На главную.
Hosted by uCoz