"ТАКСИСТ" (Taxi Driver) США, 1976, 113 мин.
Драма.
В ролях: Роберт Де Ниро, Сибил Шепард, Джоди Фостер,
Харви Кейтел, Питер Бойл.
Режиссер Мартин Скорсезе.
Молодой нью-йоркский таксист, бывший морской пехотинец Тревис Биккл
(Р.Де Ниро), спасаясь от бессонницы, работает на улицах ночного Нью-Йорка,
вбирающих в себя всю грязь и жестокость выползающего на них из дневных
прибежищ порока. Презрение Тревиса к пожирающим город язвам преступности,
проституции, наркомании, его почти маниакальное стремление очистить улицы
от этой грязи приводит к кровавой расправе в борделе. Однако "Таксист" - это
фильм не об очередном благородном и доблестном герое-одиночке, бросающем
вызов падшему миру и в конечном итоге спасающем заблудшую душу юной
проститутки Айрис (Д.Фостер).
Скорсезе беспощадно, без наркоза, но с хладнокровием гениального
хирурга и виртуозностью незаурядного художника препарирует сущность главного
героя, обнажая потаенную, присущую каждому индивидууму великую, первобытную
жажду самоутверждения, которая, не находя себе опоры, может оказаться сильнее
даже самой воли к жизни. Трагедия осознания собственной ненужности и
никчемности в этом жестоком мире, замешанная с ядом одиночества, достигает
своего предела после неразделенного чувства к девушке (С.Шепард), вопреки
ожиданиям Тревиса оказавшейся ничем не отличающейся от остальных - суетящихся,
спешащих, улыбающихся людей без лица и индивидуальности, представителей
'дневного' мира, такого же чуждого для Тревиса, как и 'ночной'.
Жизнь становится невыносимой, но тривиальное самоубийство - слишком
банальный выход для ветерана Вьетнама, перед уходом Тревис решает хлопнуть
дверью, лишив жизни кандитата в президенты, или наглого сутенера (Х.Кейтел),
какая разница. Хроническая неудовлетворенность собственным существованием и,
как следствие этого, скрытая ненависть к себе, трогательная беспомощность
отторженного обществом изгоя выплескивается вовне в виде отчаянной,
устрашающей агрессивности, облаченной в жажду справедливости вооруженного
героя-мессии, бросающегося в неравную, смертельную битву с силами зла.
Смерть как избавление ? Режиссер предлагает зрителю и иной вариант
финала - выживший Тревис продолжает свой бесконечный, видимо, путь
по ночным улицам ничем не изменившегося Нью-Йорка, но тот ли это Тревис ?
Мир остался прежним, но вот сам Тревис обретает душевное равновесие,
самоутвержение находит себе спасительное насыщение, а самоосознание -
утешение (герой сменяет изгоя), несколько газетных заметок и благодарное
письмо от родителей Айрис - как откуп или подачка судьбы. Жизнь (или
ее иллюзорный суррогат) продолжается. Для тех, кому хоть каким-то образом
удалось в нее вписаться.
Блестяще снятая психологическая драма М.Скорсезе, принесшая ему
мировое признание (а также приз Каннского кинофестиваля) и в полной мере
раскрывшая незаурядный актерский талант Р.Де Ниро, занимает достойное место
в видеотеке практически каждого ценителя кино. Следует отметить прекрасную
работу оператора М.Чепмена и композитора Б.Херманна, а также сценариста
П.Шредера, написавшего сценарий всего за 15 дней.
2000 г.
Публикация в "Энциклопедии кино портала KM.RU".
На главную.