Олег Кипкало.

          Рецензия на фильм "Таксист" М.Скорсезе.

"ТАКСИСТ" (Taxi Driver) США, 1976, 113 мин.

Драма.

В ролях: Роберт Де Ниро, Сибил Шепард, Джоди Фостер, 
         Харви Кейтел, Питер Бойл.

Режиссер Мартин Скорсезе.


     Молодой нью-йоркский таксист, бывший морской пехотинец Тревис Биккл
(Р.Де Ниро), спасаясь от бессонницы, работает на улицах ночного Нью-Йорка, 
вбирающих в себя всю грязь и жестокость выползающего на них из дневных
прибежищ порока. Презрение Тревиса к пожирающим город язвам преступности, 
проституции, наркомании, его почти маниакальное стремление очистить улицы 
от этой грязи приводит к кровавой расправе в борделе. Однако "Таксист" - это 
фильм не об очередном благородном и доблестном герое-одиночке, бросающем 
вызов падшему миру и в конечном итоге спасающем заблудшую душу юной 
проститутки Айрис (Д.Фостер).

     Скорсезе беспощадно, без наркоза, но с хладнокровием гениального
хирурга и виртуозностью незаурядного художника препарирует сущность главного 
героя, обнажая потаенную, присущую каждому индивидууму великую, первобытную 
жажду самоутверждения, которая, не находя себе опоры, может оказаться сильнее 
даже самой воли к жизни. Трагедия осознания собственной ненужности и 
никчемности в этом жестоком мире, замешанная с ядом одиночества, достигает 
своего предела после неразделенного чувства к девушке (С.Шепард), вопреки 
ожиданиям Тревиса оказавшейся ничем не отличающейся от остальных - суетящихся,
спешащих, улыбающихся людей без лица и индивидуальности, представителей
'дневного' мира, такого же чуждого для Тревиса, как и 'ночной'.

     Жизнь становится невыносимой, но тривиальное самоубийство - слишком
банальный выход для ветерана Вьетнама, перед уходом Тревис решает хлопнуть
дверью, лишив жизни кандитата в президенты, или наглого сутенера (Х.Кейтел),
какая разница. Хроническая неудовлетворенность собственным существованием и, 
как следствие этого, скрытая ненависть к себе, трогательная беспомощность
отторженного обществом изгоя выплескивается вовне в виде отчаянной, 
устрашающей агрессивности, облаченной в жажду справедливости вооруженного 
героя-мессии, бросающегося в неравную, смертельную битву с силами зла.

     Смерть как избавление ? Режиссер предлагает зрителю и иной вариант
финала - выживший Тревис продолжает свой бесконечный, видимо, путь 
по ночным улицам ничем не изменившегося Нью-Йорка, но тот ли это Тревис ?
Мир остался прежним, но вот сам Тревис обретает душевное равновесие,
самоутвержение находит себе спасительное насыщение, а самоосознание - 
утешение (герой сменяет изгоя), несколько газетных заметок и благодарное 
письмо от родителей Айрис - как откуп или подачка судьбы. Жизнь (или
ее иллюзорный суррогат) продолжается. Для тех, кому хоть каким-то образом 
удалось в нее вписаться. 

     Блестяще снятая психологическая драма М.Скорсезе, принесшая ему 
мировое признание (а также приз Каннского кинофестиваля) и в полной мере 
раскрывшая незаурядный актерский талант Р.Де Ниро, занимает достойное место 
в видеотеке практически каждого ценителя кино. Следует отметить прекрасную 
работу оператора М.Чепмена и композитора Б.Херманна, а также сценариста 
П.Шредера, написавшего сценарий всего за 15 дней.

2000 г.

Публикация в "Энциклопедии кино портала KM.RU".


На главную.
Hosted by uCoz